- Негативизм - это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый. негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного человека, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот.
- Упрямство - это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения он не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении определённой цели.
- Строптивость - направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
- Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
- Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. американский психолог Э.Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.
- Обесценивание - в глазах ребёнка обесценивается всё то, что было я него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
- Деспотизм - ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать всё, что он требует.
Причины
Причины возникновения
негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются
тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять
собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием
авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и
личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и
наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и
непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.
Л. С. Выготский
подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное
содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Положительными
личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление
нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие
активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких
отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой
велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов
детей.
Однако иногда кризис
трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о
том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении
личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к
чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность,
гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности
ребёнка на данном возрастном этапе.
Рекомендуемое поведение при взаимодействии с ребёнком
Существует ряд общих
рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению
негативных симптомов в поведении ребёнка.
- · Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
- · Осуществление единой тактики воспитания в семье.
- · Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка в доступных
для данного возраста пределах.
- ·
Использование игровых приёмов в общении и обучении ребёнка
самостоятельности.
- · Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме;
проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.
- ·
Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах
и наказании.
- ·
Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях,
предоставляющий ребёнку право выбора.
- · Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий