В возрасте 4-5 лет дети начинают усваивать более сложные понятия и закономерности. Наблюдая за явлениями неживой природы, они устанавливают более глубокие (по сравнению с прошлым годом) причинно-следственные связи. В то же время детям еще трудно определить переход от лета к осени по первым признакам. Приметы переходных сезонов (весны, осени) осваиваются медленнее, чем зимы, лета. К примеру, дети уже могут устанавливать последовательность: летний теплый дождь – похолодание — холодный затяжной дождь — снег. Но еще не вполне могут связать эти изменения с солнечной активностью. Детям дается задание: проследить, где раньше высохнут лужи — в тени или на солнце, после чего спрашивает, почему так происходит. Когда появляется иней (т. е. наступают первые заморозки), обращаем внимание на изменения почвы: стала твердой, ее сложнее вскопать. На вечерней прогулке дети начинают замечать, что солнце заходит раньше.
Также на прогулках по-прежнему обращаем внимание детей на листья деревьев. Как и в прошлом году, показываем им красоту золотой осени. Параллельно с этим полезно проводить игры типа "Узнай дерево", «От какого дерева лист". В это время года дети собирают листья для букетов. Обращаем их внимание на то, что некоторые из них желтеют, краснеют или опадают раньше других, а некоторые, например листья сирени и дуба, долго остаются зелеными и не опадают. Вспоминаем понятие "листопад". Ребята бегают по опавшим листьям, играют с ними. Уместно будет прочитать им соответствующие стихотворения. На участке дошкольники сгребают опавшие листья.
Для эмоциональной основы освоения знаний показываем картины об осени, читаем стихи. Впечатления, полученные при наблюдении, закрепляем в дидактических играх, на занятиях по ИЗО-деятельности.
Родителям рекомендуется сходить с детьми на тематическую прогулку в парк, желательно с хвойными деревьями. Здесь ребята упражняются в узнавании деревьев без листьев, а также сравнивают убранство ели и сосны с другими деревьями.
Продолжаются в средней группе наблюдения и за растениями цветника. Ребят надо подвести к выводу, что цветущих растений становится всё меньше. Для лучшего ознакомления с осенними цветами можно провести игру "Отгадай , что задумали" (ребёнку необходимо описать цветущее растение, а остальным - отгадать). Целесообразно также проводить разнообразные дидактические игры. Также неплохо организовать сбор крупных семян, например, настурции и календулы, чтоб дети могли сравнить их. Необходимо показать, как собирать семена, научить отличать спелые от неспелых. После сбора семена рассмотреть и рассортировать.
В этом возрасте дети уже могут активно принимать участие в сборе урожая. Также ребята учатся отличать зрелые плоды от незрелых по величине, цвету, форме, плотности. Для закрепления знаний об овощах следует проводим соответствующее занятие.
Продолжаются наблюдения за птицами. На прогулке воспитатель
просит постоять тихо, прислушаться к звукам: "Что слышно? Поют ли птицы?
", назвать их. Ребята рассматривают разных птиц, сравнивают по величине,
окраске, повадкам, различают по издаваемым ими звукам. Напоминаем детям, что
птицам в холодное время года очень трудно найти корм, поэтому их надо
подкармливать. Дети уже не просто наблюдают за подкормкой, а непосредственно
участвуют в ней. Вместе с педагогом они определяют место для кормушек, а затем
их вывешивают. Ежедневно, выходя на прогулку, дети запасаются кормом для птиц.
Учим ребят подмечать, какая птица охотнее клюет тот или иной корм.
Постепенно ребята замечают, что совсем не видно насекомых: бабочек, жуков, кузнечиков. Можно предложить детям поискать насекомых под опавшими листьями, в щелях и трещинах коры, под камнями. Подумать, почему они туда прячутся.
Также отчасти напоминаем, а отчасти рассказываем об изменениях в жизни лесных животных: белка запасает корм, ёж ищет себе норку, медведь - берлогу, заяц меняет свою шубку и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий