среда, 2 декабря 2020 г.

Здравствуй, Зимушка -зима! Наблюдения за неживой природой.

 


Наблюдая за природой зимой, дети пятого года жизни учатся понимать последовательность явлений и устанавливать связи между предметами и явлениями природы, например, причинные (времен­ные): солнце поднимается низко и светит мало, поэтому стало холодно; когда мороз — за­мерзают лужи; холодно — птицы голодают, их надо подкармливать, а также делать простейшие обобщения.

Расширяя представления дошкольников, мы обращаем их внимание на признаки наступающего времени года. наблюдения за погодой проводятся ежедневно на прогулках. Характеризуем погоду зимой тем или иным основным признаком: "солнечная", "снег идёт", "морозно" и др. Постепенно дети начинают употреблять соответствующие определения в свое речи.

Знакомимся со свойствами снега. Предложив детям постоять тихо в разную погоду (морозную и тёплую), а одному из детей пройтись по снегу, можно сделать вывод, что в мороз снег под ногами скрепит. Ещё одну причинную связь можно установить, если попытаться слепить снежок в мороз и в тепло. В тёплую погоду снег липкий, а в мороз - рассыпчатый.

Играя в "Следы", ребята узнают о пластичности снега, упражняются в "чтении" следов на снегу, учатся различать и сравнивать следы свои и своих друзей по группе, а также птиц, кошки, собаки. По следам находят спрятавшихся друзей. Дети любят рисовать и "печатать" на снегу, отгадывать, что нарисовано, придумывать рассказы, связывать "печатание" на снегу с какой-либо сказкой.

Наблюдение снегопада можно соотнести с впечатлениями, кото­рые дети получили ранее, при иной погоде ("сегодня снег падает хлопьями, а вчера — крупинками"). При этом следует помочь им по­нять, почему снег бывает разным; обратить их внимание на красоту падающего снега. Позже им предлагают объяснить, что, в какую по­году и почему можно делать на прогулке (например, сегодня можно лепить, стало теплее — снег липкий). 

Зимой дети следят за тем, как вода замерзает и превращается в лёд, а в тепле тает, превращаясь в воду. Во время оттепели обращаем внимание детей на сосульки. Детей привлекают узоры на окнах. Рассказываем им, что это явление бывает только в морозные дни.

Знания детей о свойствах снега и льда углубляются в процессе сооружения снежных и ледяных построек, а также при украшении участка разноцветными льдинками или льдинками с замороженными внутри них разнообразными украшениями,  которые они делают на прогулке с педагогом или дома с родителями. Учимся скатывать снежные комья, вырезать лопатой кирпичи из слежавшегося снега,придавать форму прихлопывая снег. 

Для закрепления складывающихся представлений о сезонных явлениях, в уголке природы есть календарь погоды. Для зимы подобраны картинки соответствующего содержания. Работа с календарём проводится после наблюдений на прогулке. Дети находят картинки, изображения на которых соответствует погоде текущего дня. Это пособие помогает приучить детей к систематическим наблюдениям за состоянием погоды, научить замечать происходящие в ней  изменения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игры на асфальте

     Чем занять детей на прогулке, если из-за погодных условий нет возможности гулять на оборудованном для любимых детских игр групповом уча...